Смерть - не повод нарушать присягу...
броненосный крейсер "Баян"


Комментарии
03.12.2010 в 09:02

Смерть - не повод нарушать присягу...
.

03.12.2010 в 09:03

Смерть - не повод нарушать присягу...
.

03.12.2010 в 09:04

Смерть - не повод нарушать присягу...
Обстрел бухты Порт-Артура

03.12.2010 в 09:07

Смерть - не повод нарушать присягу...
.

03.12.2010 в 09:08

Смерть - не повод нарушать присягу...
затопленный корабль.

03.12.2010 в 12:16

Времени в обрез, вечность впереди. (с)
Хорош.... Вот только с капитаном ему не везло
03.12.2010 в 12:36

Смерть - не повод нарушать присягу...
AniSkywalker, ты знаешь - вопрос спорный. Если рассматривать Вирена по книге Степанова, то да, впечатление он производит совсем неприятное. А вот если смотреть по фактам, то наблюдается вполне себе грамотное командованием крейсером и экипажем. Тем более, что ЕМНИМС на помощь "Стерегущему" "Баян" выскочил первым, обогнав и "Аскольд" и "Новик".
03.12.2010 в 12:48

Времени в обрез, вечность впереди. (с)
Эльглин Да, тогда точно. Просто его командира был изрядным педантом в исполнении приказов, что порой влияло не слишком хорошо на ситуацию
03.12.2010 в 13:21

Смерть - не повод нарушать присягу...
AniSkywalker, ну вот краткая биография:
Вирен Роберт Николаевич (25.12.1856 - 1.3.1917, Кронштадт), русский адмирал (22.3.1915). Сын учителя истории (затем директора) Омской гимназии. Образование получил в Морском училище (1877), Минном офицерском классе (1884) и Николаевской морской академии (1899). Служил на Балтике, в 1885 - на броненосце «Петр Великий» и броненосце береговой обороны «Адмирал Спиридов». 1.11.1891-17.4.1894 преподавал минное дело великому князю Георгию Александровичу. С 17.4.1894 старший офицер фрегата «Генерал-Адмирал», с 14.5.1896 командир миноносного крейсера «Посадник». 31.3.1897 назначен старшим делопроизводителем Главного морского штаба. С 2.8.1898 командир учебного судна «Верный», с 13.3.1899 - броненосца береговой обороны «Стрелец». С 20.9.1900 флаг-капитан берегового штаба старшего флагмана. С 1901 командир крейсера «Баян». Участник рус.-японской войны 1904-05. С 28.7.1904 флаг-капитан адмирала князя Ухтомского, в авг. 1904 командовал отдельным отрядом судов, а с 1.11.1904 отдельным отрядом броненосцев и крейсеров в Порт-Артуре. В числе других офицеров, защищавших Порт-Артур, в 1904 был взят в плен японцами. В июне 1904 награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. По возвращении из плена 26.6.1906 назначен младшим флагманом Черного моря. С 2.10.1906 начальник учебно-арт. отряда Балтийского флота. В 1907 В. назначен и.д. главного командира Черноморского флота, в 1908 введен в состав Адмиралтейств-совета. С 16.2.1909 главный командир Кронштадтского порта и военный губернатор Кронштадта. Стремился к поддержанию строгого порядка и дисциплины, улучшил подготовку специалистов флота. Заколот штыками на Якорной площади Кронштадта утром 1.3,1917.

Нарыл несколько материалов
1. Скандал с якорным устройством "Макарова" достиг такой степени накала, что свой голос (с край­ним, увы запозданием) решил подать и командир первого "Баяна" Р.Н. Вирен. Он только что (с 16 фев­раля 1909 г.) став главным командиром Кронштад­тского порта и военным губернатором г. Кронштадта, возглавил и комиссию по рассмотрению недоделок и изъянов в постройке и проекте "Адмирала Макаро­ва". И вот что он 19 июня написал по этому поводу: "Не лучше ли будет, воспользовавшись необходимыми переделками клюзов, битенгов и прочего, сделать на крейсере современные втягивающиеся якоря; невольно вспоминаю, как в момент, когда командиром крейсера "Баян" стоял в Порт-Артуре в день нападения япон­ской эскадры на нашу, я глубоко сожалел, что якоря на "Баяне" не современные. Приходилось сниматься с якоря и, убирая его на место, вступить в бой с не­приятелем, а при уборке якорей у нас находятся глав­ным образом комендоры и артиллерийский офицер".

2. В 1922 г. в Мюнхене вышла книга русского эмигранта, капитана 2-го ранга Герольда Графа «На “Новике”». В СССР она сразу оказались на полках Спецхрана, так как описанные в ней события 1917–1920 годов значительно отличались от того, как они были поданы в трудах советских летописцев. Повествуя о тех днях, автор пишет, что Вирен был человеком прямым, властным и храбрым, но бесконечно строгим и требовательным, придирался к каждой мелочи.
В случае провинности матросы стремились поскорее укрыться от глаз главного командира и, прежде всего, прятали свои фуражки, по которым адмирал мог легко «вычислить» личный номер нарушителя дисциплины.

Сын учителя истории

Будущий адмирал родился в 1856 г. и был вторым ребенком в семье Николая Ивановича Вирена, старшего учителя истории Новгородской гимназии. Почему отец определил сына в Морской кадетский корпус, доподлинно не известно.
В 1878 году молодой мичман уже отправился в свое первое дальнее плавание к берегам Северной Америки. Потом была служба на клипере «Забияка», а в 1883 году он поступил в Минный офицерский класс. В дальнейшем Вирен служил минным офицером на кораблях Балтийского флота – фрегатах, крейсерах, броненосце.
Шестнадцать лет прошло, прежде чем он получил должность старшего офицера на крейсере «Генерал-адмирал».
В мае 1896 года Роберт Николаевич впервые принял под свое командование минный крейсер «Посадник».
После окончания в 1899 году Николаевской Морской академии, будучи произведенным в капитаны 1-го ранга, Вирен командует броненосцем береговой обороны «Стрелец». На берегу его всегда с нетерпением ждет семья – жена Надежда Францевна и четверо детей, дочка и сыновья. В феврале 1902 года Вирен выезжает во Францию, где на верфи Тулона для российского флота строится новейший броненосный крейсер «Баян». Вирену предстоит командовать им, а пока он наблюдает за ходом работ. За это время Роберт Николаевич досконально изучил корабль и потребовал того же от прибывших из России офицеров и нижних чинов. В декабре 1903 года «Баян» после плавания по Средиземному морю и длительного перехода через Индийский океан вошел в гавань Порт-Артура – главной базы российского флота на Тихом океане.

Подвиг «Баяна»

В дни осады Порт-Артура в неравном бою с несколькими японскими кораблями погибал наш миноносец «Страшный». Из корабля после попадания вражеских снарядов валил пар. «Баян» устремился к нему на выручку. Стоя на командном мостике, капитан 1-го ранга Вирен поторапливал машинистов – увеличить ход, еще, еще!.. Крейсер летел, рассекая волны, стремясь прикрыть «Страшного». Его корпус дрожал от напряжения. Еще немного – и корабль опоясался бешеным огнем орудий. Японские корабли обратились в бегство, а «Баян», подлетев к месту недавнего побоища, застопорил машины. Но «Страшного» уже поглотили волны. Подобрав выживших членов его экипажа, «Баян» возвратился в Порт-Артур.
За подвиги в обороне крепости Вирен был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и золотой саблей «За храбрость», ему был присвоен чин контр-адмирала.
03.12.2010 в 13:23

Смерть - не повод нарушать присягу...
А вот воспоминания очевидца
Адмирал Вирен трагически погибший в первые дни революции, оставил в моей памяти из Порт-Артурской эпопеи одно воспоминание.
Как-то, во время одной из бомбардировок я встретил его около «Этажерки», шедшим на дачные места. Застигнутые бомбардировкой, мы стали искать укрытия и изменили свой маршрут подальше от обстреливаемого пространства.
Вирен никуда не свернул и продолжал идти в том же направлении по обстреливаемой площади, как будто на прогулке. Здесь проявилась его черта характера — идти в избранном направлении, наперекор стихиям.
03.12.2010 в 13:30

Смерть - не повод нарушать присягу...
Кстати, лови ссылку www.bibliotekar.ru/port-artur/42.htm
03.12.2010 в 13:48

Времени в обрез, вечность впереди. (с)
Спасибо!
03.12.2010 в 14:15

Смерть - не повод нарушать присягу...
И еще вот тебе альтернативка на заданную тему. zhurnal.lib.ru/k/korotin_w_j/dwaprorywachernowi...
03.12.2010 в 15:17

Времени в обрез, вечность впереди. (с)
Ага, изучу