Попытаюсь разобраться, кто же меня в ней так коробит. Комментарии мои
"Погубивший Порт-Артур"Русско-японская война 1904-1905 гг. стала образцом необъективного отношения к военачальникам, принимавших в ней активное участие. Одних обливали грязью, из других незаслуженно делали героев. На ком лежит вина за падение столь важной крепости и военно-морской базы тихоокеанского флота? Обычно называют имена коменданта крепости Стесселя, генерала Фока и командующего сухопутной армией генерала Куропаткина. Безусловно, часть вины ложится и на них. И все же никто убедительно не показал, что они совершили конкретно такие-то стратегические ошибки и грубые просчеты, которые и позволили японцам овладеть крепостью. Мне показалось, что официальная версия не объясняет, почему же считавшийся неприступным Порт-Артур так быстро пал, и я углубился в исследования. И тут неожиданно для меня самого всплыла фигура вице-адмирала Макарова. Писать о вине трагически погибшего прославленного флотоводца вещь неприятная. Упреков не оберешься. Поэтому, извините, сразу вопрос в лоб. А чем же он прославился? Какие сражения выиграл как флотоводец? Никаких. Опыта командования броненосным флотом у Макарова практически не было. Все его боевые заслуги относятся к непродолжительному периоду 1877-78 годов, во время русско-турецкой войны, когда молодой офицер очень хорошо себя проявил. Действуя решительно и изобретательно, он успешно атаковал турецкие транспорты и броненосцы минными катерами с парохода "Великий князь Константин". Но в дальнейшем мы видим Степана Осиповича Макарова не столько как военачальника, сколько как видного ученого-теоретика, изобретателя, разработчика тактических концепций действия военно-морского флота. Он участвует в Ахал-Текинской экспедиции в Закаспийском крае, выступает на Всероссийском съезде естествоиспытателей и врачей с докладом "О разности уровней морей, омывающих берега Европы", совершает кругосветное плавание на корвете "Витязь", исследует устья Оби и Енисея, добивается строительства ледокола "Ермак" и совершает на нем полярные экспедиции. Его труды - "Витязь" и "Тихий океан" удостоены премии Академии Наук и золотой медали Географического общества. Он пишет работу "Рассуждения по вопросам морской тактики", которая после ее издания была переведена и опубликована за рубежом. Хорошо известен также его труд "О непотопляемости судов" и другие (более 30).Хм, с учетом того, что Россия в этот период войн не вела - немного странные выводы
Макаров был ученым, настоящим ученым, генератором идей. Он не был флотоводцем в истинном понимании этого слова. В любой армии или флоте таких людей держат на вторых ролях, давая им возможность разрабатывать тактику и стратегию боевых подразделений. Но применять их в деле должен другой, главное достоинство которого в том, что он практик, а не теоретик. В Японии главным разработчиком стратегии и тактики флота был Ямайа Танин, а адмирал Того с успехом использовал его разработки в деле. Ученый имеет объективные слабости, связанные с творческим характером его деятельности. Не зря говорят: "На всякого мудреца довольно простоты". Одна из них - увлеченность собственной идеей, порой маниакальная. Ученый будет искать применение своей идее даже тогда, когда объективные факторы говорят, что эту идею нужно попросту оставить. Никто не может гарантировать, что идея окажется плодотворной, а не тупиковой. Увы, далеко не все идеи себя оправдывают. И у Макарова был до этого провал с весьма перспективной идеей достижения Северного полюса на ледоколе. Но проблема состоит в том, что увлеченный одной идеей ученый часто забывает обо всем остальном. Отсюда и пресловутая рассеянность, свойственная увлеченным натурам. Когда специалист по минному делу ведет эскадру на минное поле, существование которого он предполагал, накануне собирался протралить, но забыл это сделать, то это - не ошибка флотоводца, а рассеянность ученого.между прочим - траленье проведено было. Макаров был бы очень полезен флоту и армии в должности начальника штаба или подобной тому. Человек решительный, деятельный, авторитетный, он, тем не менее, не обладал способностями стратега и был не пригоден к должности командующего флотом. Чтобы увидеть это, нужно проанализировать стратегическую ситуацию, сложившуюся в начале русско-японской войны. Япония обладала 3-5-кратным преимуществом в сухопутных вооруженных силах. Но эти силы (500-700 тысяч человек) нужно было перебросить через Японское и Желтое моря. Этому мешал русский флот. Морские учебники гласят, что, пока противник обладает сильным военно-морским флотом, высадку десанта производить нельзя. Поэтому, японцы и начали войну внезапным нападением на стоящий на рейде Порт-Артура русский флот, но цели достигли лишь частично. Флот оставался боеспособным. Посему, согласно приказа императора, его главной задачей было воспрепятствовать высадке японского десанта на побережье Манчжурии и Северной Кореи. Выполнил ли эту задачу флот? Нет. Полностью провалил. Что сделал Макаров, чтобы выполнить установку императора? Ничего, только усугубил ситуацию. От специалиста в минном деле следовало бы ожидать разработку и осуществление масштабного плана ведения минной войны. Побережье южной Манджурии скалистое, имеются лишь отдельные удобные для высадки десанта бухточки - Бицзыво, Токушань, Керр, Талиенван. Не обязательно устанавливать минные заграждения вдоль всего побережья, но простановка мин в местах возможной высадки десанта противника - очевидная необходимость. Японцы, например, не только подвергли минной блокаде Порт-Артур и Владивосток, но даже установили минные заграждения на подходах к военно-морской базе Сасебо в самой Японии. Нельзя сказать, что Макаров совсем не занимался минированием, но явно недостаточно. Он даже не закончил начатое его предшественником, вице-адмиралом Старком, минирование стратегически важной бухты Талиенван и порта Дальний, что впоследствии сказалось на ходе войны. Минную войну Макаров проиграл вчистую. А как надо было действовать, показал позже капитан 2 ранга Ф. Н. Иванов. Отследив траекторию каждодневного движения японского флота, он поставил мины перед самым носом у неприятельской эскадры. На минах подорвались и затонули японские броненосцы Хатсузе и Иошима, а броненосный крейсер "Кассуга" в густом тумане столкнулся с бронепалубным крейсером "Иосино", причем последний получил большую пробоину, перевернулся и также затонул. Это было самым крупным поражением японского императорского флота за всю войну.интересно, как автор представляет поведение установок минных заграждений в условиях сильного противодействия японского флота?
Проанализируем дальше стратегическую ситуацию. У России в Порт-Артуре сосредоточен военный флот, уступающий по численности японскому. Небольшой флот стоит во Владивостоке. Но на Балтийском заводе заканчивается строительство 4-х новейших броненосцев и вскоре большой флот под командованием адмирала Рожественского двинется к Порт-Артуру. После соединения 3-х эскадр российский флот будет превосходить японский почти вдвое и если не разобьет его, то, по крайней мере, получит господство на море, отрезав японскую армию в Манчжурии и Корее от находящихся в Японии баз снабжения. Японская армия лишается пополнения, а Россия постепенно перебрасывает свою более чем миллионную армию в Манчжурию. Таким образом, судьба военной компании находится в руках флота. Исходя из этого, первоначальной целью Японии являлось уничтожение российского Тихоокеанского флота и захват его главной военно-морской базы - Порт-Артура, чтобы потом, заминировав подступы к Владивостоку, поймать эскадру Рожественского в ловушку. С чем они прекрасно справились. Задачей российского флота, вытекающей из данной ситуации, было не рисковать попусту, а во чтобы ни стало сохранить свой Тихоокеанский флот (выделено автором) до подхода основных сил и, по возможности, свою главную военно-морскую базу. Но Макаров действовал по-другому. Его главной идеей было разбить японский флот по частям. Разумеется, в этом нет ничего предосудительного, но насколько идея была выполнима, оправдана? На деле против нее имелось немало серьезных возражений. Первое. Перед началом войны тихоокеанская эскадра имела 7 броненосцев и 4 броненосных крейсера, итого 11 броненосных кораблей, причем 3 из них находились во Владивостоке. Японский флот считался сильнее российского в 1, 3 раза. Адмирал Того располагал 6 броненосцами и 6 броненосными крейсерами и вывел к Порт-Артуру флот, в состав которого входили 11 броненосных кораблей. После нападения на русскую эскадру в Порт-Артуре японцам удалось вывести из строя еще 2 русских броненосца - "Ретвизан" и "Цесаревич", а также крейсер "Палладу". Кроме того, Россия потеряла крейсер 1-го ранга "Варяг" в Чемульпо и, подорвавшийся на своих минах крейсер 2-го ранга "Боярин". Япония же приобрела у Аргентины 2 новых броненосных крейсера. В момент прибытия Макарова русский флот в Порт-Артуре был уже в 2 раза слабее японского. Второе. Русский флот был практически блокирован в бухте Порт-Артура. Выход из нее - это горлышко бутылки. Он занимал по времени от 2,5 до 7 часов и был возможен только во время прилива. Возможности для маневра - минимальны. К тому же, опасаясь ночных атак брандеров, Макаров отдал приказ затопить у входа в гавань 2 огромных парохода К.В.Ж.Д. "Хайлар" и "Харбин", причем последний поперек входного створа. Теперь при движении по фарватеру приходилось маневрировать, что выполнить ночью в лучах прожекторов и под огнем батарей было непросто. Тем не менее, 28 марта Макаров решил затопить на внешнем рейде еще 2 парохода К.В.Ж.Д. "Эдуард Бари" и "Шилка", и выставить дополнительное боновое заграждение. Третье - военная подготовка. Известно, что русские корабли перед войной долгое время находились в вооруженном резерве вследствие острой нехватки финансовых ресурсов. Опыта боевых действий - никакого, тогда как японский флот участвовал в японо-китайской войне 10 лет назад и разбил китайскую эскадру в битве при Ялу. Уже на первых маневрах после своего прибытия Макаров увидел исключительно низкую степень боеготовности своего флота. А 13 марта очередные маневры пришлось прервать после того как во время тривиального разворота эскадры броненосец "Пересвет" (капитан 1 ранга В.А.Бойсман) столкнулся с броненосцем "Севастополь" (капитан 1 ранга Н.К.Чернышев) помяв ему винт и сделав пробоину в борту. После этого "Севастополь" мог давать ход не более 10 узлов в час и нуждался в капитальном ремонте, но Макаров распорядился оставить его в строю. И это был не единичный случай - 8 февраля после нападения японцев во время захода в гавань "Севастополь" протаранил "Полтаву". А чего стоит подрыв на собственных минах 10 февраля заградителя "Енисей" и пришедшего ему на помощь крейсера "Боярин", брошенного командой после взрыва и остававшегося после этого более суток на плаву? К тому же флот состоял из очень разнородных кораблей (одних броненосцев - 4 типа), включая громоздкий "Пересвет", неразворотливый "Севастополь" и тихоходную "Полтаву". Возможности для маневра такой эскадры были весьма ограничены. Того разделил свой флот на 3 эскадры, увеличив его мобильность. Макаров этого не сделал и его эскадра проигрывала основным броненосным силам японского флота в скорости.только я вижу в этом абзаце противоречие с предыдущим? автор с одной стороны упрекает Макарова в бездеятельности по поводу предотвращения десанта, а с другой требует от него беречь флот и ничего не предпринимать. Да еще и сетует, что эскадра была плохо обучена... Странно как-то, Вам не кажется
В этой ситуации надо было думать не о разгроме противника, а о сохранении своего флота, чтобы оставаться способным противодействовать попыткам высадки вражеского десанта. Атаковать следовало десантные корабли, а не броненосцы противника. Тем временем, 29 марта при полном попустительстве со стороны Макарова, не выполнившего задание императора, авангард 1-й армии генерала Куроки высадился в северокорейском порту Чинампо. Как надо было действовать в подобной ситуации показала малочисленная владивостокская эскадра. У острова Цусима крейсер "Громобой" потопил 2 японских транспорта: "Идзума-Мару" и "Хитачи-Мару" (на последнем находилось 1095 японских солдат и офицеров резервного гвардейского полка, 320 лошадей и 18 тяжелых 11-дюймовых гаубиц, предназначавшихся для обстрела Порт-Артура), а крейсер "Рюрик" двумя торпедами потопил японский транспорт "Садо-Мару", перевозивший 1350 солдат. За порт-артурской эскадрой таких успехов не числится.И опять - адмирал Того дураком не был ни разу - следовательно транспорта охранялись, как можно топить десантные корабли, не вступив при этом в противодействие основным силам?
Адмирал Макаров отличался своей смелостью и решительностью. Он писал: "Мое правило: если вы встретите слабейшее судно - нападайте, если равное себе - нападайте, если сильнее себя - тоже нападайте... Не гонитесь за неприятелем, который далеко, если перед вами находится другой близко". Но эта решительность часто переходила ту грань, за которой начинался авантюризм. Правило Макарова хорошо действовало против турок, но оказалось губительным при встрече с таким хитрым, коварным и умным противником, каким был адмирал Того. Макаров рвался в бой, часто забывая при этом обо всем остальном. "Флоту, так хорошо подготовленному как ваш (события показали обратное - автор), - писал он в инструкции к бою, - следует, сколь возможно, избегать случайностей, - мы выиграем и без них. Я постараюсь избежать случайностей, если сам не увлекусь вместе со всем моим флотом". Подобная увлеченность, авантюризм, вполне приемлема для таких фигур, как Денис Давыдов, но отнюдь не для флотоводца, который должен быть хладнокровным стратегом, таким, каким был генералиссимус Кутузов. На роль командующего флотом по этой причине Макаров совершенно не годился. Мне могут возразить, что так действовал Суворов. Но надо отличать решительные действия командующего хорошо обученной, вымуштрованной годами армии, где каждый солдат знает свой маневр, от неоправданных наскоков на врага. Возьмем, к примеру, тот случай, когда Макаров, завидев врага, вывел эскадру из внутренней гавани Порт-Артура не по полной воде, как это практиковалось ранее, а когда прилив только начинался. На удивление врагу эскадра вышла из гавани всего за 2,5 часа, вместо 7 и более, как было ранее. Все это выглядит чудесно, если не учитывать тот факт, что в самый ответственный момент, во время выхода эскадры навстречу врагу, два корабля, пусть даже временно, но сели на мель и, когда Петропавловск уже затонул, некоторые броненосные корабли эскадры только-только вышли из гавани.бррр, Вы меня простите, но как можно обучить людей, сидя на внутреннем рейде? Сокращение времени выхода эскадры - уже достижение, к тому же, при продолжение тренировок удалось бы, думаю, избежать ошибок в маневрировании
Теперь приступим к разбору боевых действий эскадры под командованием вице-адмирала Макарова. 3 марта Макаров послал две небольшие группы миноносцев на ночную разведку к островам Эллиот и Блонд. В результате миноносцы "Решительный" и "Стерегущий" были атакованы превосходящими силами врага. Решительному удалось уйти, а миноносец "Стерегущий" погиб. Получив сообщение о бое, адмирал сам бросился на спасение гибнущему миноносцу всего лишь с двумя крейсерами "Новик" и "Баян". Когда он прибыл к месту боя, врага и след простыл. Остается только догадываться, что бы делал Макаров, если бы наткнулся на броненосную флотилию противника.угу. Только крейсеров было три, если мне память не изменяет, кроме того "Баян" и "Новик" обладали вполне приличным ходом и в случае контакта с броненосными силами японцев успели бы вернуться к эскадре
Видя опрометчивость действий русского адмирала, Того решил устроить ему ловушку. Имея подробную карту движения русской эскадры у Порт-Артура и, зная траекторию маршрута так, называемой "макаровской восьмерки", он отдает приказ своему лучшему специалисту по минному делу капитану Ода, поставить минную банку в самой верхней точке этой "восьмерки", которая соприкасалась с обычным курсом боевых судов русской эскадры, выходящих из гавани или возвращающихся назад. Тем не менее, корабли капитана Оды были замечены с дежурного крейсера "Диана", на котором в ту ночь находился Макаров. Ожидалась атака брандеров, и адмирал решил провести ночь на передовом рубеже, оставив флот в бухте Порт-Артура. Герой гражданской войны, Василий Иванович Чапаев, своим крестьянским умом дошел до понимания того, где должен находиться командир в минуту опасности. Макарову это было не ведомо. Своим присутствием он сковал действия командира "Дианы", который, безусловно, должен был сорвать планы врага. Но, прояви активность сейчас, хотя бы просто приблизившись к непонятным силуэтам и осветив рейд, тот рисковал нарваться на торпедную атаку, поставив под угрозу жизнь флотоводца. Макарова разбудили и попросили разрешения открыть огонь. Он отказал, посчитав, что это могут быть свои миноносцы, которые потерялись во время выполнения порученного ими задания. Накануне он получил сведения о намечающейся высадке японских войск и концентрации десантных транспортов у островов Эллиота. Вечером, 30 марта, Макаров послал на разведку две группы миноносцев, по 4 корабля в каждой, предупредив их, чтобы потерявшиеся во время операции миноносцы оставались на внешнем рейде, дожидаясь утра. Системы сигнального оповещения "свой-чужой" на флоте не было, что пагубно сказалось на последующих событиях. Через некоторое время Макарова опять разбудили, сообщив опять о подозрительных движениях наблюдаемых объектов. Адмирал снова не дал разрешения на открытие огня, сказав только "надо утром протралить". Но эти слова утонули в тишине ночи, поскольку реального приказа или, хотя бы, указания адъютанту отдано не было. Макаров проявил в данном случае удивительную беспомощность и непонятную беспечность. Хотя, с юридической точки зрения, это нужно квалифицировать не как ошибку или упущение, как это стремятся представить в литературе, а как преступную халатность, повлекшую за собой многочисленные человеческие жертвы. Макаров фактически играл на стороне врага, обеспечив ему успех при выполнении рискованного боевого задания.
Тем временем, миноносцы, не обнаружив и следов врага у островов Эллиота, возвратились домой. Мифический десант оказался обычной дезинформацией противника с целью выманить русские корабли из Порт-Артура. Эскадра Того, получив сообщение капитана Ода об успешном выполнении боевого задания, приближалась к Порт-Артуру. Один из русских миноносцев, потеряв своих напарников, приткнулся к группе японских собратьев, с рассветом был обнаружен и потоплен. Макаров уже возвратился на свой флагман "Петропавловск", пройдя на "Диане" мимо минного поля противника, когда было получено сообщение об орудийных вспышках в юго-восточном направлении. У адмирала было под рукой было несколько быстроходных крейсеров, но он послал на помощь атакованному миноносцу "Страшному" только один из них - крейсер "Баян". "Диана", по словам капитана 2-го ранга Семенова, вообще никакого приказа не получила и по собственной инициативе двинулась вслед за ушедшим "Баяном". Игра на стороне врага продолжалась. Между тем, "Баян", спасая тонущих матросов с погибшего миноносца, был атакован группой японских кораблей из 4-6 крейсеров, включая 2 броненосных. Нужно отдать должное мужеству капитана корабля, который в тяжелой ситуации не растерялся и поставил крейсер в два огня, то есть между кораблей противника, чтобы можно было использовать для отражения атак артиллерию с обоих бортов. Теперь уже надо было спасать "Баян", и Макаров, выслав на помощь крейсера, стал выводить из гавани броненосцы. Ввиду сильного бокового ветра, только "Петропавловск" и "Полтава" успели выйти внешний рейд, когда Макаров лихо рванулся к месту боя, второй раз пройдя в опасной близости от японских мин. Расстояние между "Петропавловском" и следующим за ним кораблем при этом составляло целых 60 кабельтов. Однако, японцы, завидев приближающиеся корабли, медленно отошли, как бы приглашая русских следовать за собой. Внезапно на юго-востоке показались главные силы японского флота в составе 6-ти броненосцев, двух недавно приобретенных у Аргентины броненосных крейсеров "Кассуга" и "Ниссин" и старого броненосца "Чин-Иен". Эскадра двигалась в направлении к Порт-Артуру, демонстрируя намерение отрезать корабли русских от их базы. Макаров, поставивший своей целью разбить японский флот по частям, сам оказался в положении, когда 6 его кораблей противостояли почти всему японскому флоту. Осознав это, он впервые изменил своему принципу атаковать врага в любой ситуации и поспешил со своей эскадрой под защиту береговых батарей. Того уже сблизился с русской эскадрой на расстояние 38 кабельтов, но огонь не открывал, явно намереваясь взять Макарова голыми руками. Но и на этот раз последнему удалось благополучно миновать японские минные заграждения, соединившись по пути с двумя другими своими броненосцами. Японский флот прекратил преследование и остановился вне досягаемости русских батарей, имея минные заграждения между собой и эскадрой Макарова. Капитан Семенов был уверен, что ничего существенного уже не произойдет и отдал команду артиллеристам оставить орудия. Макарову нужно было задуматься, почему же Того выпустил его из ловушки? Но адмирал уже почувствовал себя уверенным и, не дожидаясь выхода из бухты последнего броненосца, пошел на врага. На этот раз удача отвернулась от него. Сильнейший взрыв потряс воздух и "Петропавловск" быстро затонул, унося с собой жизни офицеров и 620 матросов. Вместе с Макаровым погибли контр-адмирал Молас и практически весь штаб флота, а также известный художник-баталист Верещагин, который должен был запечатлеть для истории победы великого флотоводца. Некоторое время спустя, взорвалась и "Победа".автор как-то странно представляет место и роль флотоводца и адмирала, в частности, забывая, что Того тоже вполне спокойно шел на "Микасе" во главе эскадры
Я категорически отвергаю версию о случайности гибели Степана Осиповича Макарова. Наоборот, адмирал за последние сутки своей жизни наделал столько ошибок и столько раз рисковал собой, что итог выглядит вполне закономерным. Если бы даже "Петропавловск" и не подорвался на мине, то Макаров наверняка бы погиб в последующем неравном бою. Стоя на капитанском мостике, он во главе эскадры пошел прямо на японский флот, и Того не преминул бы выстроить свою знаменитую планку над Т, о чем Макаров, судя по его инструкциям флоту, никакого представления не имел, сконцентрировав огонь всей своей эскадры на мателоте противника. Что было бы потом предвидеть не трудно. Достаточно сказать, что впоследствии, находясь на капитанском мостике, от огня японских орудий погибли контр-адмиралы русского флота Витгефт и Матусевич, а вице-адмирал Рожественский был трижды ранен.??? А автор, конечно же знал про "планку над Т". Особенно, когда Того применил этот прием во время боя в Желтом море, который произошел как бэ гораздо позже
Гибель Макарова и "Петропавловска" имели самые негативные последствия не только для флота, но и для всей русской армии. Моряки и солдаты были подавлены происшедшим и деморализованы. Флот полностью потерял свою боеспособность и укрылся в Порт-Артуре, все подходы к которому были заминированы японцами вплоть до выходных бонов. Временами, в строю находился всего один броненосец из 7, имевшихся на начало войны. Спустя 22 дня японцы без помех, если не считать штормовую погоду, начали высадку своих войск в Бицзыво, блокировав Порт-Артур и коренным образом изменив стратегическую обстановку на всем театре боевых действий.
Теперь остановимся на другой стратегической ошибке Макарова, ставшей впоследствии роковой для порт-артурского гарнизона. Это то, что он оставил эскадру в каменном мешке Порт-Артура, вместо того, чтобы перевести ее в просторную и удобную бухту Талиенван, как планировалось военно-морским руководством до войны. Неудобства тесной, мелководной и легко простреливаемой со стороны моря порт-артурской гавани вполне очевидны. Множество повреждений русских кораблей явилось, как раз, следствием непригодности порт-артурской гавани для базирования флота. Удивительно, что сам адмирал почему-то не сознавал преимуществ Талиенвана в отношении его же собственной атакующей стратегии. Ведь для того, чтобы эскадре выйти навстречу врагу из порт-артурской гавани нужно было потратить не менее 2,5 часов и то во время прилива, тогда как, находящийся в Талиенване флот мог атаковать противника немедленно, а быстроходные крейсера и эсминцы могли вести постоянное патрулирование обширного морского пространства и осуществлять внезапные рейды в места возможного сосредоточения десантных сил противника. Можно, конечно, сказать, что Макаров не был посвящен в вопросы военной стратегии, разрабатываемой военно-морским министерством, но ведь он то обращался в среде морских офицеров и не мог не знать о ставших ежегодными маневрах в Талиенванской бухте. Неужели он не сознавал ту страшную угрозу для флота, базирующегося в Порт-Артуре, которую представлял пропуск противника на подступы к крепости? Ведь порт-артурская гавань хорошо простреливалась с близлежащих холмов, не включенных в систему крепостной обороны, а орудия кораблей не могли стрелять под таким высоким углом. Это означало бы потерю флотом своей военно-морской базы. Так оно и случилось. 22 апреля началась высадка японских войск в Бицзыво. 13 мая они взяли гору Наншань в самом узком месте перешейка, а уже 10 июня (за полгода до сдачи крепости) по приказу императора русская эскадра предприняла первую неудачную попытку прорваться и уйти из Порт-Артура. Уйти ей так и не удалось. В результате, эскадра была затоплена на небольшой глубине в порт-артурской гавани и, в конечном итоге, досталась врагу.
Почему было важно держать флот в Талиенване? Потому что это позволяло использовать огромную огневую мощь флота для защиты от проникновения противника к Порт-Артуру. Глубокая и широкая бухта суживала в этом месте Квантунский перешеек всего до 4 километров. Находясь в порту Дальнем, эскадра в любой момент могла подойти к нему для поддержки расположенных там артиллерийских укреплений. На самом перешейке располагался Наншанский горный узел, что являлось просто природным даром для обороняющейся стороны. Генерал Куропаткин прекрасно осознавал значение Цзиньчоуской оборонительной линии, включавшей в себя Наншанский горный узел и еще в 1903 году распорядился построить на ней форт. Комендант крепости Порт-Артур Стессель также прекрасно понимал важность Наншаня: "оборона позиции, как бы она не была атакована, должна быть до последней возможности, т.е. - до штыковых свалок... Позиция имеет чрезвычайную важность и удержание ее до подхода в тыл противнику, атакующему ее с фронта, отрядов Манчжурской армии, для этого высланных, необходимо". Но с самого начала оборона Наншаня мыслилась путем совместных действий армии и флота. Огромная огневая мощь русского флота делала практически невозможным проход противника по узкому перешейку к Порт-Артуру. Пройти его можно было только уничтожив флот, но он то при условии минирования подходов в бухте, оставался в безопасности, более того мог легко подавить любые огневые точки врага на неукрепленном побережье со стороны Цзиньчжоу, если бы тот вышел к нему. Наншань был ключом к Порт-Артуру. Но без поддержки флотом он оказывался уязвимым ввиду возможности высадки неприятельского десанта в тылу укрепленных позиций. Военные неудачи изменили отношение Куропаткина к Цзиньчжоуской укрепленной позиции: "До войны я придавал ей гораздо большее значение. Но изменническое нападение японцев на нашу эскадру в Артуре изменило мой взгляд на нее. Обстановка складывалась так, что значение Цзиньчжоу ослабело. Ее оборона основывалась на совместном действии флота и армии. Но флот был ослаблен с первого же дня войны. Гибель "Петропавловска" и смерть Макарова обессилили его еще более. Изменилась и другая данная. Из Артура, Квантуна, ушла 3-я дивизия, знакомая с местностью. Сведения о двух японских армиях - одной уже высадившейся в Корее, другой - готовой к высадке - заставляли нас действовать на Квантуне осторожно и не выдвигать далеко от Артура войска, в нем находившиеся". Конечно, знакомство с местностью фактор немаловажный, но далеко не определяющий. Поэтому, из слов генерала следует, что участь Цзиньчжоу решил флот. Конечно, Макаров не имеет отношения к неудачам флота в первые дни войны. Но не следует проходить мимо того факта, что к моменту прибытия Макарова флот уже практически оправился от нанесенного ему ущерба, ведь японцам не удалось потопить ни одного броненосного корабля. Приезд Макарова совпал с другим важным событием - снятием броненосца "Ретвизан" с мели. Флот опять становится сильным и боеспособным. Теперь, отметим другую важную вещь. Куропаткин рассуждает все-таки с позиции сухопутного генерала и для него есть выбор, как организовать оборону Порт-Артура: под Цзиньчжоу или непосредственно у стен крепости. Но адмирала флота второй вариант не должен был никак устраивать - флот был бы (и стал таки!) расстрелян со стороны близлежащих холмов. Поэтому адмирал должен был позаботиться о судьбе эскадры и учитывать возможность неблагоприятного развития событий. Макаров этого не предусмотрел, не позаботился, не перестраховался. Своей гибелью он поставил флот на грань катастрофы и пустил противника к стенам Порт-Артура: 3-я армия генерала М. Ноги, которой предстояло осадить и взять крепость, без помех высадилась в удобном порту Дальнем (в 30 километрах от Порт-Артура!) – там, где должен был находиться русский флот. В частности, 11-дюймовые гаубицы для осады крепости прибыли на театр войны через Дальний, где имелись приспособления для выгрузки их с транспортов. Поскольку генерал Куропаткин, обладавший малочисленной армией, не мог прийти на помощь осажденной крепости, падение Порт-Артура теперь становилось вопросом времени.интересно, автор как себе представляет перемещение ВСЕГО флота в необорудованную бухту, да и еще и базирование его там, без прикрытия береговых батарей?
Лично мое мнение - статья крайне неоднозначная и напоминает резуновщину. Макарову приписываются много ошибок, которые он не совершал или ставятся в вину факты, к которым он отношения не имел. Ну и послезнание усиленно лезет из-зо всех щелей.
Нарыл очень неоднозначную статью.
Попытаюсь разобраться, кто же меня в ней так коробит. Комментарии мои
"Погубивший Порт-Артур"
Лично мое мнение - статья крайне неоднозначная и напоминает резуновщину. Макарову приписываются много ошибок, которые он не совершал или ставятся в вину факты, к которым он отношения не имел. Ну и послезнание усиленно лезет из-зо всех щелей.
"Погубивший Порт-Артур"
Лично мое мнение - статья крайне неоднозначная и напоминает резуновщину. Макарову приписываются много ошибок, которые он не совершал или ставятся в вину факты, к которым он отношения не имел. Ну и послезнание усиленно лезет из-зо всех щелей.